+38 063 702 75 70
+38 057 751 75 20
+38 057 751 75 21

г. Харьков
ул. Чернышевская 13,
офис 702

ТРЕБУЮТСЯ
СОТРУДНИКИ

Отправить резюме

17.11.2017

Земельные инициативы Администрации Президента

 

Если мы обратимся к экономической истории Франции периода феодализма, то увидим, что формирование военного аппарата (как основы власти) происходило за счет передачи королевских земель в пожизненное пользование воинов.
Которые обязались служить престолу.
Сегодня же аналогичный механизм формирования клики верных подданных пытается выстроить Администрация Президента. Так, РІ самом старте предвыборной РіРѕРЅРєРё – 10 РЅРѕСЏР±СЂСЏ РЅР° заседании Национального совета реформ главой комитета РїРѕ аграрной политике Рё земельным отношениям – Александром Бакуменком была озвучена инициатива РїРѕ передаче всех государственных земель РІРЅРµ населенных пунктов (Р·Р° вычетом 5-7% земель РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ назначения) объединённым территориальным громадам, Р° РІ регионах, РіРґРµ РћРўР“ еще РЅРµ созданы, – районным администрациям.
Рћ каком ресурсе идет речь? 
РќР° сегодняшний день РІ распоряжении Госгеокадастра находится 10,4 млн РіР° сельскохозяйственных земель. Р?Р· которых – 7,4 млн РіР° или почти 72% передано РІ пользование государственных предприятий Рё научных институтов (Рє примеру, только земельный банк РќРђРђРќ составляет 478 тыс. РіР°). Согласно Земельному Кодексу, земельные фонды данных учреждений РјРѕРіСѓС‚ быть переданы РЅР° места только РІ случае РёС… ликвидации, Рѕ чем речь РїРѕРєР° РЅРµ идет. Рђ РІРѕС‚ оставшиеся 28% или 3 млн РіР°, которые Госгеокадастр сдает РІ аренду, как раз Р±СѓРґСѓС‚ отданы РЅР° откуп местным вассалам. Смею предположить, что речь идет Рѕ вилке РІ $280-450 млн ежегодного теневого РґРѕС…РѕРґР°.
РќР° чем основывается данная оценка? Согласно постановлению Кабмина в„–413, принятого РІ РёСЋРЅРµ – минимальная ставка арендной платы РїРѕ лотам РіРѕСЃ. земель должна быть РЅРµ ниже 8% РёС… нормативно-денежной оценки. РџСЂРё этом, поскольку РІСЃРµ торги РїРѕ аукционам прав аренды РІ обязательном РїРѕСЂСЏРґРєРµ были переведены РІ электронную форму, функционирующую РЅР° платформе Blockchain Рё РЅРµ допускающую каких-либо злоупотреблений, – РїРѕ итогам 9 месяцев 2017-РіРѕ РіРѕРґР° средняя ставка аренды уже выросла РґРѕ 14% РѕС‚ НДО.
РќРѕ постановление в„–413 касается исключительно земель государственной формы собственности, остальные земли (включая Рё коммунальную собственность, РІ которую предлагается передать земли Госгеокадастра) регулируются Налоговым кодексом, РіРґРµ минимальная ставка аренды составляет всего 0,3-1% (ставка арендной платы РЅРµ может быть ниже ставки земельного налога). Учитывая, что средняя нормативно-денежная оценка 1 РіР° сегодня составляет 31 тыс. РіСЂРЅ – легко рассчитать, что разницу РІ 8-13% (предположим, что некоторая часть земель РІСЃРµ же будет сдаваться прозрачно Рё средневзвешенная ставка аренды упадет РЅРµ РґРѕ предела РІ 1%, – Р° будет находиться РІ промежутке 1-6%) или (14% – (1-6%))*31 тыс. РіСЂРЅ*3 млн РіР° = 280-450 млн. $ теперь Р±СѓРґСѓС‚ как раньше – заносить кэшем главам РћРўР“ или районных администраций. Фактически, передавая РіРѕСЃ. земли РЅР° места, вместо декларируемой децентрализации РјС‹, – наоборот снижаем потенциальные РґРѕС…РѕРґС‹ местных бюджетов РѕС‚ сдачи земель РІ аренду СЃ 13 млрд РіСЂРЅ РґРѕ 1-5 млрд РіСЂРЅ Рё переводим разницу РІ тень.  
Тем РЅРµ менее, – это лишь часть потенциальных экономических убытков РѕС‚ передачи государственных земель РІ коммунальную собственность.
Основная проблема полагает РІ том, что лишая Госгеокадастр земли, РјС‹ рискуем сорвать земельную реформу формата “равенства стартовых возможностей”, которую предполагает правительственный законопроект Рё столкнуться либо СЃ очередным продлением моратория, либо – хаотическим введением земли РІ РѕР±РѕСЂРѕС‚. Потому, что ключевой целью земельной реформы является выравнивание конкурентного поля РІ РђРџРљ Рё создание временных преференций для малых Рё средних фермеров. Для этого правительством предлагается двухэтапное снятие моратория. Сначала – введение РІ РѕР±РѕСЂРѕС‚ приватизированных РЅР° аукционах 1,5-2 млн. РіР° РіРѕСЃ. земель, которые должны установить ценовые ориентиры РЅР° рынке, РЅРѕ главное –  позволят сформировать финансовый ресурс для предоставления фермерам беспроцентных ипотечных кредитов РїРѕРґ РїРѕРєСѓРїРєСѓ земельных массивов РґРѕ 200 РіР°. Р? только потом – становление полноценного рынка земли, РіРґРµ фермеры Рё агрохолдинги Р±СѓРґСѓС‚ иметь равные возможности РїРѕ формированию СЃРІРѕРёС… земельных банков.
Очевидно, что заставить руководство 201-РѕР№ РћРўР“ Рё еще более сотни районных администраций провести прозрачные аукционы РїРѕ приватизации принадлежащих РёРј земель, – Р° потом заставить РЅР° базе сформированного ресурса РЅР° таких же прозрачных условиях предоставить местным фермерам беспроцентные кредиты РїРѕРґ РїРѕРєСѓРїРєСѓ земли – абсолютно нереально. Масштаб откатов Рё распила РЅР° каждом этапе достигнет таких объемов, что позитивный эффект изначальной цели – укреплений позиций малого Рё среднего фермерства – будет полностью нивелирован.
Таким образом, используя рамочное восприятие полюбившегося народом слова “децентрализация”, отдельные лица РІ Администрации Президента вместо того, чтобы помочь профильному министерству отбить атаки агролобби Рё провести земельную реформу – напротив, пытаются укрепить Вертикаль РїСЂРё помощи коррупционного кэша. Очень жаль, что консультирующие РёС… политтехнологи оценивают электоральный эффект РѕС‚ поддержки властей главами РћРўР“ Рё районных администраций выше чем эффект РѕС‚ проведения наиболее ожидаемой как мировым сообществом Рё внутренним бизнесом, так Рё гражданами Украины экономической реформы. Остается надеяться, что данная инициатива РЅРµ найдет значительной поддержки Сѓ Верховной рады Рё будет предана забвению, как инструментарий – пережиток старой СЌРїРѕС…Рё.
 Facebook   Twitter  


Если мы обратимся к экономической истории Франции периода феодализма, то увидим, что формирование военного аппарата (как основы власти) происходило за счет передачи королевских земель в пожизненное пользование воинов.

Которые обязались служить престолу.

Сегодня же аналогичный механизм формирования клики верных подданных пытается выстроить Администрация Президента. Так, в самом старте предвыборной гонки – 10 ноября на заседании Национального совета реформ главой комитета по аграрной политике и земельным отношениям – Александром Бакуменком была озвучена инициатива по передаче всех государственных земель вне населенных пунктов (за вычетом 5-7% земель особого назначения) объединённым территориальным громадам, а в регионах, где ОТГ еще не созданы, – районным администрациям.

Рћ каком ресурсе идет речь? 



На сегодняшний день в распоряжении Госгеокадастра находится 10,4 млн га сельскохозяйственных земель. Из которых – 7,4 млн га или почти 72% передано в пользование государственных предприятий и научных институтов (к примеру, только земельный банк НААН составляет 478 тыс. га).

Согласно Земельному Кодексу, земельные фонды данных учреждений могут быть переданы на места только в случае их ликвидации, о чем речь пока не идет. А вот оставшиеся 28% или 3 млн га, которые Госгеокадастр сдает в аренду, как раз будут отданы на откуп местным вассалам. Смею предположить, что речь идет о вилке в $280-450 млн ежегодного теневого дохода.

На чем основывается данная оценка? Согласно постановлению Кабмина №413, принятого в июне – минимальная ставка арендной платы по лотам гос. земель должна быть не ниже 8% их нормативно-денежной оценки.

При этом, поскольку все торги по аукционам прав аренды в обязательном порядке были переведены в электронную форму, функционирующую на платформе Blockchain и не допускающую каких-либо злоупотреблений, – по итогам 9 месяцев 2017-го года средняя ставка аренды уже выросла до 14% от НДО.

Но постановление №413 касается исключительно земель государственной формы собственности, остальные земли (включая и коммунальную собственность, в которую предлагается передать земли Госгеокадастра) регулируются Налоговым кодексом, где минимальная ставка аренды составляет всего 0,3-1% (ставка арендной платы не может быть ниже ставки земельного налога).

Учитывая, что средняя нормативно-денежная оценка 1 га сегодня составляет 31 тыс. грн – легко рассчитать, что разницу в 8-13% (предположим, что некоторая часть земель все же будет сдаваться прозрачно и средневзвешенная ставка аренды упадет не до предела в 1%, – а будет находиться в промежутке 1-6%) или (14% – (1-6%))*31 тыс. грн*3 млн га = 280-450 млн. $ теперь будут как раньше – заносить кэшем главам ОТГ или районных администраций. Фактически, передавая гос. земли на места, вместо декларируемой децентрализации мы, – наоборот снижаем потенциальные доходы местных бюджетов от сдачи земель в аренду с 13 млрд грн до 1-5 млрд грн и переводим разницу в тень.  

Тем не менее, – это лишь часть потенциальных экономических убытков от передачи государственных земель в коммунальную собственность.

Основная проблема полагает в том, что лишая Госгеокадастр земли, мы рискуем сорвать земельную реформу формата “равенства стартовых возможностей”, которую предполагает правительственный законопроект и столкнуться либо с очередным продлением моратория, либо – хаотическим введением земли в оборот.

Потому, что ключевой целью земельной реформы является выравнивание конкурентного поля в АПК и создание временных преференций для малых и средних фермеров. Для этого правительством предлагается двухэтапное снятие моратория.

Сначала – введение в оборот приватизированных на аукционах 1,5-2 млн. га гос. земель, которые должны установить ценовые ориентиры на рынке, но главное –  позволят сформировать финансовый ресурс для предоставления фермерам беспроцентных ипотечных кредитов под покупку земельных массивов до 200 га. И только потом – становление полноценного рынка земли, где фермеры и агрохолдинги будут иметь равные возможности по формированию своих земельных банков.

Очевидно, что заставить руководство 201-ой ОТГ и еще более сотни районных администраций провести прозрачные аукционы по приватизации принадлежащих им земель, – а потом заставить на базе сформированного ресурса на таких же прозрачных условиях предоставить местным фермерам беспроцентные кредиты под покупку земли – абсолютно нереально.

Масштаб откатов и распила на каждом этапе достигнет таких объемов, что позитивный эффект изначальной цели – укреплений позиций малого и среднего фермерства – будет полностью нивелирован.

Таким образом, используя рамочное восприятие полюбившегося народом слова “децентрализация”, отдельные лица в Администрации Президента вместо того, чтобы помочь профильному министерству отбить атаки агролобби и провести земельную реформу – напротив, пытаются укрепить Вертикаль при помощи коррупционного кэша.

Очень жаль, что консультирующие их политтехнологи оценивают электоральный эффект от поддержки властей главами ОТГ и районных администраций выше чем эффект от проведения наиболее ожидаемой как мировым сообществом и внутренним бизнесом, так и гражданами Украины экономической реформы. Остается надеяться, что данная инициатива не найдет значительной поддержки у Верховной рады и будет предана забвению, как инструментарий – пережиток старой эпохи.

Источник информации http://svdevelopment.com

Введите ваш Email, чтобы
получать свежие предложения

ТРЕБУЮТСЯ
СОТРУДНИКИ

Отправить резюме

Видеообзор

все видео