+38 063 702 75 70
+38 057 751 75 20
+38 057 751 75 21

г. Харьков
ул. Чернышевская 13,
офис 702

ТРЕБУЮТСЯ
СОТРУДНИКИ

Отправить резюме

07.12.2017

Как и почему банки проверяют и блокируют деньги украинцев

 

Украинские финучреждения СЃРЅРѕРІР° лихорадит РѕС‚ проверок Нацбанка. Р—Р° последний РіРѕРґ чиновники сменили акценты Рё меньше интересуются качеством кредитного портфеля либо достаточностью капиталов наших банков, теперь РёРј важно РґСЂСѓРіРѕРµ — финансовый мониторинг. РћРЅРё требуют, чтобы банковские структуры лучше изучали СЃРІРѕРёС… клиентов Рё больше знали Рѕ РЅРёС… Рё целях РёС… финансовых РїСЂРѕРІРѕРґРѕРє.
Р’ принципе РІ этом нет ничего предосудительного: РЅР° РјРёСЂРѕРІРѕРј финансовом рынке давно внедрили принцип «Р·РЅР°Р№ своего клиента», Рё РЅРµ первый РіРѕРґ РїРѕ нему работают. Р’ первую очередь, РѕРЅ рассчитан РЅР° розыск преступных или террористических денег, Рё попутно финансисты помогают налоговикам бороться СЃ минимизацией налогов Рё уклонистами.
В Украине же финансовый мониторинг начали внедрять относительно недавно. Правила его проведения постоянно дописываются и корректируются. При этом к ним по-прежнему остается немало вопросов. Остаются они даже после семинаров, письменных разъяснений и санкций регулятора, которые он применяет по результатам своих ревизий.
Кстати, санкции центробанк применяет достаточно резво: НБУ уточнил UBR.ua, что РїРѕ проверкам 33 банков было выставлено штрафов РЅР° общую СЃСѓРјРјСѓ 40,4 млн. РіСЂРЅ. Львиная часть этой СЃСѓРјРјС‹ — 37,5 млн. РіСЂРЅ. — была начислена Р·Р° СЂРёСЃРєРѕРІСѓСЋ деятельность РїРѕ 9 фактам.
РџРѕ итогам этих инспекций РјРЅРѕРіРёРј банкам пришлось сделать для себя непростой выбор: либо стать РїСЂРёРґРёСЂРѕР№, который мордует каждого клиента анкетами Рё запросами РЅР° предоставление подтверждающих документов, либо регулярно платить штрафы регулятору. Большинство финансистов идет РїРѕ первому пути, Рё РёР·РІРѕРґСЏС‚ людей Рё предприятия РЅРѕРІРѕР№ бюрократической нагрузкой. Рђ кто-то идет дальше — попросту выставляет клиентов РёР· банков.
Чтобы понять, что происходит и с банками, и с их клиентами, UBR.ua собрал самые интересные истории, возникающие по результатам внедрения Нацбанком принципов финансового мониторинга и проведения проверок на этот счет.
Не делятся списками
Одной из наиболее распространенных проблем в ходе инспекций НБУ стал мониторинг финансовых операций публичных лиц (народных депутатов, руководителей госадминистраций, министерств, судей и пр.) и их близких. Об этом говорят и в центробанке, и признают сами банкиры. Но если чиновники уверяют, что в финучреждениях просто нет надлежащего контроля: то ли из-за банального разгильдяйства, то ли из-за нежелания тревожить уважаемых клиентов. То в банках подчеркивают, что у них просто недостаточно информации.
Рђ самое главное — РІ Нацбанке РІСЃРµ нужные сведения есть, РЅРѕ там категорически отказываются РёРјРё делиться. Зачем? Чтобы выдвинуть побольше обвинений РІ бездеятельности Рё начислить побольше штрафов.
«РќР°С†Р±Р°РЅРє РІ результате проверок банков, Р° также отдельных проектов РїРѕ изучению публичных деятелей, связанных СЃ РЅРёРјРё Рё близких Рє РЅРёРј, сформировал для себя реестр. До коммерческих банков РѕРЅ РЅРµ доводился, РЅРѕ является базой для сверки СЃ клиентами банка. Результат данной сверки — СЃРїРёСЃРѕРє, который послужит основанием для штрафа. Если РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ государства должна быть реализована практика РїРѕ выявлению Рё мониторингу публичных деятелей Рё РёС… операций, то почему реестр РЅРµ доводится РґРѕ банков?» — сказали UBR.ua РІ РѕРґРЅРѕРј РёР· банков.
Р’ принципе РІРѕРїСЂРѕСЃ достаточно логичный, поскольку банки РґРѕ конца РЅРµ знают, Р·Р° невыполнение чего впоследствии получат штраф. РќРѕ проверяющие РёР· НБУ РІ С…РѕРґРµ ревизии обычно отвечают просто — «СЃР°РјРё должны знать». Р?С… устраивает детский принцип — «РїРѕР№РґРё туда РЅРµ знаю РєСѓРґР°, Рё принеси то, РЅРµ знаю, что». Ведь это РїРѕРІРѕРґ либо начислить банку штраф, либо получить РѕС‚ него взятку Р·Р° интересующую информацию. Финансисты уверяют, что иначе сдать экзамен НБУ просто невозможно.
«Р‘анки РІ рамках договорных отношений пользуются реестром KIS PEP (Открытым реестром национальных публичных деятелей Украины), РІ котором есть примерно 15% РёР· реестра НБУ», — отмечают РІ банках.
Конечно на людях нацбанковцы не признают, что отказываются от прозрачности в данном вопросе, и все ради денег. Пресс-служба НБУ, например, уверяет, что знает о проблеме, и обещает ее решать.
«Р’РѕРїСЂРѕСЃ создания базы публичных деятелей важен. Независимая Ассоциация банков Украины имеет проект, РїРѕ созданию такой базы. Национальный банк поддерживает Ассоциацию РІ реализации данного проекта», — заверили там UBR.ua.
Чего РІ нацбанковской пресс-службе РЅРµ РѕР±СЉСЏСЃРЅСЏСЋС‚, это — как мониторить операции публичных лиц РґРѕ создания базы данных Рё сколько штрафов Р·Р° это время будет выписано банкам. Р? РјС‹ РІСЂСЏРґ ли РєРѕРіРґР°-то узнаем, почем ревизоры НБУ «РїСЂРѕРґР°СЋС‚» СЃРІРѕР№ секретный реестр банкам, которые пытаются выполнять непонятные требования регулятора Рё работать без штрафов.
Некоторые банки РІ такой ситуации предпочитают активнее мордовать клиентов запросами РЅР° дополнительные документы Рё блокировками счетов. Всех РїРѕРґСЂСЏРґ, РЅРµ только публичных лиц. Р? РІ этом случае страдают РЅРё РІ чем РЅРµ повинные люди.
Новичков выдворяют из банков
Настоящей проблемой после инспекций НБУ стало открытие счетов новосоздаваемыми компаниями. Р?менно тот малый Рё средний бизнес, который клянется оберегать власть, часто РЅРµ может открыть счет РІ банке. Владельцев Рё главбухов новых предприятий СЃ полным пакетом документов РІ руках стали пинками выгонять РёР· банков: РЅРµ открыв счетов, РёС… заранее РѕР±РІРёРЅСЏСЋС‚ РІ отмывании средств.
Нацбанк не удивляют такие истории. Однако он не делает из них никаких практических выводов.
«РЎР»СѓС‡Р°Рё использования РІРЅРѕРІСЊ созданных юридических лиц для легализации криминальных РґРѕС…РѕРґРѕРІ, встречаются достаточно часто РїРѕ понятным причинам. Операции РІРЅРѕРІСЊ созданных предприятий РІ соответствии СЃ требованиями закона являются РѕРґРЅРёРј РёР· признаков обязательного финансового мониторинга. Одновременно, наличие только РѕРґРЅРѕРіРѕ фактора, что предприятие является новосозданным, недостаточно для того, чтобы утверждать, что деятельность предприятия является подозрительной СЃ точки зрения финансового мониторинга. Р’ данном случае банк должен применять СЂРёСЃРє-ориентированный РїРѕРґС…РѕРґ. Должны приниматься РІРѕ внимание Рё РґСЂСѓРіРёРµ факторы, РІ частности наличие негативной репутации РїРѕ учредителям/руководителям, фиксация РїРѕ адресам массовой регистрации, формирование уставного капитала Рё РґСЂ.», — отметили UBR.ua РІ пресс-службе регулятора.
РќРѕ РіРѕРІРѕСЂСЏ, как нужно работать, РІ Нацбанке ничего РЅРµ сообщают Рѕ контроле. Р’ официальном запросе UBR.ua пресс-служба отказалась ответить РЅР° РїСЂСЏРјРѕР№ РІРѕРїСЂРѕСЃ — какие меры Р±СѓРґСѓС‚ применяться Рє банкам, безосновательно отказывающим бизнесу РІ открытии счетов? Вероятно, никаких.
Не дают получить кредит
Перегибы банков по части финансового мониторинга начали сковывать кредитование, о возрождении которого любит на людях говорить руководства Нацбанка. В эти моменты оно, правда, не говорит, что сделает, чтобы оно не блокировалось из-за банального формализма.
«РќРµР±РѕР»СЊС€Р°СЏ финансовая компания планирует выдать кредит своему клиенту-физлицу РЅР° РїРѕРєСѓРїРєСѓ вязального станка для его мелкого бизнеса. СЃСѓРјРјР° кредита примерно РІ РґРІР° раза выше РїРѕСЂРѕРіР° для обязательного финмона. Кредит будет выдаваться безналичными банковским переводом РЅР° счет клиента РІ банке. Банк РїСЂРё открытии счета предупредил, что для обязательного финансового мониторинга операции РїРѕ выдаче кредита потребует РѕС‚ клиента документы, подтверждающие его финансовое состояние Рё проведет собственный анализ возможности клиента обеспечить обслуживание Рё возврат кредита», — рассказал UBR.ua банкир.
Сможет ли бизнесмен фактически получить кредит, если банковским рисковикам РЅРµ понравятся его документы, — РІРѕРїСЂРѕСЃ. Вполне возможен вариант СЃ блокировкой выдачи займа.


Украинские финучреждения снова лихорадит от проверок Нацбанка. За последний год чиновники сменили акценты и меньше интересуются качеством кредитного портфеля либо достаточностью капиталов наших банков, теперь им важно другое — финансовый мониторинг.

Они требуют, чтобы банковские структуры лучше изучали своих клиентов и больше знали о них и целях их финансовых проводок.

В принципе в этом нет ничего предосудительного: на мировом финансовом рынке давно внедрили принцип «знай своего клиента», и не первый год по нему работают. В первую очередь, он рассчитан на розыск преступных или террористических денег, и попутно финансисты помогают налоговикам бороться с минимизацией налогов и уклонистами.

В Украине же финансовый мониторинг начали внедрять относительно недавно. Правила его проведения постоянно дописываются и корректируются. При этом к ним по-прежнему остается немало вопросов. Остаются они даже после семинаров, письменных разъяснений и санкций регулятора, которые он применяет по результатам своих ревизий.

Кстати, санкции центробанк применяет достаточно резво: НБУ уточнил UBR.ua, что по проверкам 33 банков было выставлено штрафов на общую сумму 40,4 млн. грн. Львиная часть этой суммы — 37,5 млн. грн. — была начислена за рисковую деятельность по 9 фактам.

По итогам этих инспекций многим банкам пришлось сделать для себя непростой выбор: либо стать придирой, который мордует каждого клиента анкетами и запросами на предоставление подтверждающих документов, либо регулярно платить штрафы регулятору. Большинство финансистов идет по первому пути, и изводят людей и предприятия новой бюрократической нагрузкой. А кто-то идет дальше — попросту выставляет клиентов из банков.

Чтобы понять, что происходит и с банками, и с их клиентами, UBR.ua собрал самые интересные истории, возникающие по результатам внедрения Нацбанком принципов финансового мониторинга и проведения проверок на этот счет.

Не делятся списками



Одной из наиболее распространенных проблем в ходе инспекций НБУ стал мониторинг финансовых операций публичных лиц (народных депутатов, руководителей госадминистраций, министерств, судей и пр.) и их близких.

Об этом говорят и в центробанке, и признают сами банкиры. Но если чиновники уверяют, что в финучреждениях просто нет надлежащего контроля: то ли из-за банального разгильдяйства, то ли из-за нежелания тревожить уважаемых клиентов. То в банках подчеркивают, что у них просто недостаточно информации.

А самое главное — в Нацбанке все нужные сведения есть, но там категорически отказываются ими делиться. Зачем? Чтобы выдвинуть побольше обвинений в бездеятельности и начислить побольше штрафов.

«Нацбанк в результате проверок банков, а также отдельных проектов по изучению публичных деятелей, связанных с ними и близких к ним, сформировал для себя реестр. До коммерческих банков он не доводился, но является базой для сверки с клиентами банка.

Результат данной сверки — список, который послужит основанием для штрафа. Если на уровне государства должна быть реализована практика по выявлению и мониторингу публичных деятелей и их операций, то почему реестр не доводится до банков?» — сказали UBR.ua в одном из банков.

В принципе вопрос достаточно логичный, поскольку банки до конца не знают, за невыполнение чего впоследствии получат штраф. Но проверяющие из НБУ в ходе ревизии обычно отвечают просто — «сами должны знать». Их устраивает детский принцип — «пойди туда не знаю куда, и принеси то, не знаю, что». Ведь это повод либо начислить банку штраф, либо получить от него взятку за интересующую информацию. Финансисты уверяют, что иначе сдать экзамен НБУ просто невозможно.

«Банки в рамках договорных отношений пользуются реестром KIS PEP (Открытым реестром национальных публичных деятелей Украины), в котором есть примерно 15% из реестра НБУ», — отмечают в банках.

Конечно на людях нацбанковцы не признают, что отказываются от прозрачности в данном вопросе, и все ради денег. Пресс-служба НБУ, например, уверяет, что знает о проблеме, и обещает ее решать.

«Вопрос создания базы публичных деятелей важен. Независимая Ассоциация банков Украины имеет проект, по созданию такой базы. Национальный банк поддерживает Ассоциацию в реализации данного проекта», — заверили там UBR.ua.

Чего в нацбанковской пресс-службе не объясняют, это — как мониторить операции публичных лиц до создания базы данных и сколько штрафов за это время будет выписано банкам. И мы вряд ли когда-то узнаем, почем ревизоры НБУ «продают» свой секретный реестр банкам, которые пытаются выполнять непонятные требования регулятора и работать без штрафов.

Некоторые банки в такой ситуации предпочитают активнее мордовать клиентов запросами на дополнительные документы и блокировками счетов. Всех подряд, не только публичных лиц. И в этом случае страдают ни в чем не повинные люди.

Новичков выдворяют из банков



Настоящей проблемой после инспекций НБУ стало открытие счетов новосоздаваемыми компаниями. Именно тот малый и средний бизнес, который клянется оберегать власть, часто не может открыть счет в банке. Владельцев и главбухов новых предприятий с полным пакетом документов в руках стали пинками выгонять из банков: не открыв счетов, их заранее обвиняют в отмывании средств.

Нацбанк не удивляют такие истории. Однако он не делает из них никаких практических выводов.

«Случаи использования вновь созданных юридических лиц для легализации криминальных доходов, встречаются достаточно часто по понятным причинам. Операции вновь созданных предприятий в соответствии с требованиями закона являются одним из признаков обязательного финансового мониторинга.

Одновременно, наличие только одного фактора, что предприятие является новосозданным, недостаточно для того, чтобы утверждать, что деятельность предприятия является подозрительной с точки зрения финансового мониторинга.

В данном случае банк должен применять риск-ориентированный подход. Должны приниматься во внимание и другие факторы, в частности наличие негативной репутации по учредителям/руководителям, фиксация по адресам массовой регистрации, формирование уставного капитала и др.», — отметили UBR.ua в пресс-службе регулятора.

Но говоря, как нужно работать, в Нацбанке ничего не сообщают о контроле. В официальном запросе UBR.ua пресс-служба отказалась ответить на прямой вопрос — какие меры будут применяться к банкам, безосновательно отказывающим бизнесу в открытии счетов? Вероятно, никаких.

Не дают получить кредит



Перегибы банков по части финансового мониторинга начали сковывать кредитование, о возрождении которого любит на людях говорить руководства Нацбанка. В эти моменты оно, правда, не говорит, что сделает, чтобы оно не блокировалось из-за банального формализма.

«Небольшая финансовая компания планирует выдать кредит своему клиенту-физлицу на покупку вязального станка для его мелкого бизнеса. сумма кредита примерно в два раза выше порога для обязательного финмона. Кредит будет выдаваться безналичными банковским переводом на счет клиента в банке. Банк при открытии счета предупредил, что для обязательного финансового мониторинга операции по выдаче кредита потребует от клиента документы, подтверждающие его финансовое состояние и проведет собственный анализ возможности клиента обеспечить обслуживание и возврат кредита», — рассказал UBR.ua банкир.

Сможет ли бизнесмен фактически получить кредит, если банковским рисковикам не понравятся его документы, — вопрос. Вполне возможен вариант с блокировкой выдачи займа.

Источник информации http://svdevelopment.com

Введите ваш Email, чтобы
получать свежие предложения

ТРЕБУЮТСЯ
СОТРУДНИКИ

Отправить резюме

Видеообзор

все видео