+38 063 702 75 70
+38 057 751 75 20
+38 057 751 75 21

г. Харьков
ул. Чернышевская 13,
офис 702

ТРЕБУЮТСЯ
СОТРУДНИКИ

Отправить резюме

12.01.2018

Прогноз развития банковской системы в 2018 году

 

Р—Р° 26 лет независимости Украине банковская система пережила РјРёРЅРёРјСѓРј пять больших РєСЂРёР·РёСЃРѕРІ (1994, 1998, 2004, 2008-2009, 2014-2015), РЅРѕ последний – был самым глубоким Рё болезненным для СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Может быть, благодаря этому, Р° может Рё благодаря институциональной независимости Нацбанка Рё профессионализма его команды, последние потрясения заставили экстерном выучить давние СѓСЂРѕРєРё Рё сделать домашнее задание, РЅРµ выполнявшееся десятилетиями.
Что нам ждать в 2018 году в банковской системе, не отвлекаясь на предвыборный год и потенциальные макро риски? Думаю, тренды года определят следующие девять сугубо банковских факторов: 1) доминирование госбанков, 2) стратегия российских банков, 3) перспективы малых банков, 4) появление новых банковских бизнес-моделей, 5) консолидация банков, 6) решение вопроса проблемных кредитов; 7) диджитализация банковского сектора, 8) развитие небанковских финтех-проектов, 9) дальнейшая трансформация НБУ
1. Госбанки РґРѕРјРёРЅРёСЂСѓСЋС‚ РЅР° украинском рынке, увеличив долю активов СЃ 8% осенью 2008‑РіРѕ РґРѕ 56% РЅР° конец третьего квартала 2017-РіРѕ. Р’ целом РЅР° этот показатель повлияла национализация Приватбанка РІ декабре 2016 РіРѕРґР°, РЅРѕ процесс начался гораздо раньше. Такие изменения негативно влияют РЅР° уровень конкуренции РІ банковском секторе. Р’Рѕ-первых, благодаря 100% гарантированию депозитов РІ госбанках – Сѓ частных банков такой привилегии нет. Р’Рѕ-вторых, Сѓ госбанков нет должной системы мотивации вести бизнес разумно: новый капитал для РЅРёС… дешевый, Р° целей РїРѕ прибыли никто РЅРµ ставит, поэтому РјРЅРѕРіРёРµ кредитные Рё инвестиционные решения РЅРµ рациональны. Р? третье. Система корпоративного управления РІ госбанках требует серьезного усиления: банкам нужны независимые набсоветы Рё профессиональный менеджмент, способные разорвать РїСѓРїРѕРІРёРЅСѓ, соединяющую административные директивы министерств Рё кредитно-депозитные решения госбанкиров. РќРµ сделав этого, будем Рё дальше разглядывать РІ балансах банков следы предыдущих Рё будущих правительств Рё аффилированных СЃ чиновниками компаний. Так что ждем РІ 2018 РіРѕРґСѓ принятие закона Рѕ корпоративном управлении РІ госбанках.
Стратегии пяти СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… госбанков понятны – РѕРЅРё уменьшают СЃРІРѕСЋ долю РЅР° рынке РІСЃРµ последние 3 РіРѕРґР° Рё продолжат это делать РІ 2018-Рј
РњСЏС‡ сегодня РЅР° стороне Минфина – госбанки РІ его подчинении. Р? Сѓ Минфина есть РјРЅРѕРіРѕ планов РЅР° решительные действия. Есть ли шансы РЅР° РёС… реализацию? Возможно. РџСЂРё РёС… реализации РІ 2018 РіРѕРґСѓ РјС‹ СѓРІРёРґРёРј работающие набсоветы РІ Ощадбанке Рё Эксимбанке (сейчас РІ РЅРёС… нет РєРІРѕСЂСѓРјР°), новый менеджмент РІ Приватбанке (10 января Набсовет назначил РЅРѕРІРѕРіРѕ председателя правления). Также очень вероятен СЂРѕСЃС‚ сотрудничества Ощадбанка Рё Укргазбанка СЃ международными финансовыми организациями (ЕБРР Рё МФК). Более того, эти организации даже РјРѕРіСѓС‚ войти как миноритарный акционер РІ капитал как РјРёРЅРёРјСѓРј РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· этих банков уже РІ 2018 РіРѕРґСѓ. Существует общий консенсус РїРѕ необходимости уменьшения доли госбанков, РЅРѕ РІ 2018 РіРѕРґСѓ этого РїРѕРєР° РЅРµ произойдет – стратегия, разрабатываемая Минфином, этого РїРѕРєР° РЅРµ предполагает – работа будет направлена РЅР° value creation этих банков перед будущей приватизацией.
Также РІ 2018 РіРѕРґСѓ важны слаженные действия правительства, правоохранительных органов, НБУ Рё менеджмента Приватбанка РїРѕ возврату кредитов, выданных РґРѕ национализации предыдущим менеджментом предыдущим собственникам. Количество судебных РёСЃРєРѕРІ РѕС‚ Рё Рє предыдущим собственникам банков уже зашкаливает, Рё 2018 РіРѕРґ должен стать РіРѕРґРѕРј перехода количества РІ качество – очень надеюсь, что позитивное для украинских налогоплательщиков. РќРѕ РІ этой битве РѕРґРёРЅ РІ поле РЅРµ РІРѕРёРЅ, Рё предыдущие собственники это прекрасно понимают.
Если у Минфина не получится реализовать свою политику, то в период приближающихся выборов и увеличивающихся выплат по внешнему долгу госбанки без надлежащего корпоративного управления, как и в прошлые периоды, могут быть использованы для накачивания экономики деньгами, а государство все так же будет ждать возврата средств от экс-собственников Привата.
2. Стратегии пяти СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… госбанков понятны – РѕРЅРё уменьшают СЃРІРѕСЋ долю РЅР° рынке РІСЃРµ последние 3 РіРѕРґР° Рё продолжат это делать РІ 2018-Рј или путем продажи банков, или продажи активов. РћРґРёРЅ небольшой СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ банк (VS Bank), нашел покупателя РІ лице Группы РўРђРЎ РІ 2017 РіРѕРґСѓ. Еще РґРІР° банка ищут инвесторов, РЅРѕ это РЅРµ так просто сделать: Сѓ Сбербанка Р РѕСЃСЃРёРё слишком высокая задолженность перед материнским банком, которую никто прощать РЅРµ собирается, Р° выплатить досрочно – экономически невыгодно; Проминвестбанк РІ целом как банк РЅРµ очень интересен – Сѓ него достаточно устаревшие технологии, неэффективная сеть продаж, большой уровень проблемной задолженности. Похоже, Р’РўР‘ давно разуверился РІ возможности продать СЃРІРѕРё дочерние банки РІ Украине Рё планомерно распродает СЃРІРѕРё активы. Думаю, РІ течение РіРѕРґР° реализация этой стратегии продолжится, РЅРѕ РЅРµ завершится.
3. Перспективы малых банков РІ большей степени зависят РѕС‚ того, что РёРј удалось убедить НБУ перенести требования РїРѕ увеличению уставного капитала (теперь банки должны иметь уставный капитал РІ 300 млн РіСЂРЅ только Рє 11 июля 2020 РіРѕРґР°). Проблема отсрочена, Р° решение РЅРµ найдено. Дело РІ том, что около 40 РёР· 82 банков РЅРµ дотягивают РїРѕРєР° РґРѕ норматива уставного капитала, так как являются действительно небольшими банками. Если для десятка этих банков РІРѕРїСЂРѕСЃ капитала – РЅРµ очень большая проблема, то оставшимся тридцати придется его искать или Р·Р° счет слияния СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё игроками, или Р·Р° счет РїРѕРёСЃРєР° новых акционеров. Возможно, РЅРµ РІ 2018 РіРѕРґСѓ, РЅРѕ тогда точно РІ 2019-Рј. Р’РѕРїСЂРѕСЃ РЅРѕРІРѕРіРѕ капитала для РЅРёС… отложен, это дает передышку малым банкам, РЅРѕ РІ то же время снижает РёС… мотивацию Рє структурным изменениям внутри этих банков, РІ первую очередь РІ области улучшения корпоративного управления.
Второй фактор, который повлияет РЅР° развитие малых банков – успешность РІ совершенствовании РёС… менеджерами Рё акционерами лучших практик корпоративного управления. Дело РІ том, что банкротство РІ 2014–2017 годах малых Рё средних локальных банков показало, что РјРЅРѕРіРёРµ РёР· собственников воспринимали органы корпоративного управления (собрания акционеров, набсоветы, кредитные комитеты, комитеты РїРѕ активам Рё пассивам) как инструменты легитимации собственных решений. Р?Р·-Р·Р° слабого корпоративного управления рынок получил банки СЃ РЅРёР·РєРёРј раскрытием реальных собственников, ужасным качеством финансовой отчетности, плохим уровнем кредитных практик, высокой долей кредитования связанных лиц. Цена проблемы — десятки миллиардов гривен, выплаченных Фондом гарантирования вкладчикам обанкротившихся банков РІ период РєСЂРёР·РёСЃР°. Таких ошибок допускать больше нельзя.
Если локальные собственники не хотят потерять банки, они должны перестать доверять только лояльным и проверенным сотрудникам, наняв, наконец, профессиональный менеджмент и независимые набсоветы, и серьезно отнестись к вопросам корпоративного управления. НБУ намерен в 2018 году системно подойти к этой теме. В том числе с точки зрения развития финансовой грамотности самих банкиров.
4. Появление новых бизнес-моделей банков давно ожидаемо, особенно у малых банков. В период до 2014 года многие локальные частные банки использовались, как пылесос для привлечения ресурсов, которые были остро нужны в других бизнесах собственников этих банков, за пределами банковского бизнеса (в сельском хозяйстве, строительстве, ТЭК и т.д.). Другой бизнес-моделью был кэптивный банкинг, когда бизнесмены создавали банки, казначейства и расчетные центры внутри своих корпораций, у которых на обеих сторонах баланса свои компании и их зарплатные проекты. Кредитование компаний было в таком случае простым перекладыванием денег из одного кармана в другой, свой же, при безумно низкой системе организации кредитного процесса. Эти модели отмерли вместе с отмывочными банками.
РќР° рынке есть запрос РЅР° новые бизнес-модели банков. Удивительно, РЅРѕ РЅРµ малые банки РёС… первыми начали реализовывать, Р° государственный Ощадбанк, который РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ процесс комплексной внутренней реорганизации. Р’ 2017 РіРѕРґСѓ банк сфокусировался РЅР° развитии малого Рё среднего бизнеса, запустив программу «РЎС‚СЂРѕР№ СЃРІРѕРµ». РџСЂРё этом РЅР° рынке РЎРњР‘ есть еще РјРЅРѕРіРѕ места Рё для РґСЂСѓРіРёС… банков.
Также клиентам нужны банки, которые специализировались Р±С‹ РЅР° обслуживании семей (family banks), включая продукты, как для ритейл клиентов, так Рё для бизнеса; РЅР° рынке РІСЃРµ еще нет настоящего private bank для обеспеченной клиентуры – лишь Сѓ нескольких банков есть небольшие направления, которые точно РЅРµ отвечают всем требованиям клиентов.
Развитие потребительского кредитования идет достаточно быстрыми темпами, РЅРѕ РЅР° рынке фактически отсутствует лидер этого направления – банк-монолайнер, предлагающий такие продукты массово через СЃРІРѕСЋ сеть или через партнерские сети-банки. Р’ 2017 РіРѕРґСѓ появился РѕРґРёРЅ финтех-проект, РЅРѕ места РЅР° рынке РјРЅРѕРіРѕ. Также РЅРµ помешал Р±С‹ клиринговый банк или платежный, способный служить магистралью для финтех-компаний, аутсорся Сѓ РЅРёС… бек-офисные функции Рё предоставляя доступ Рє платежной инфраструктуре Рё электронным деньгам. Для отдельного автобанка РїРѕРєР° сложно просчитать бизнес-кейс РёР·-Р·Р° относительно слабого СЃРїСЂРѕСЃР° РЅР° новые авто, РЅРѕ РїСЂРё росте рынка РІ 2-3 раза, такое проект может оказаться интересным. РќРµ стоит забывать Рё Рѕ модели ипотечного банка. Рљ сожалению, РїРѕРєР° никто РЅР° рынке РЅРµ реализовал проект Tesco-bank (ранее пытался Восток-банк), который начал работать СЃ крупнейшими ритейл-сетями. Созданный недавно агробанк Агропросперис точно РЅРµ занял РІСЃСЋ нишу этой специализации Рё РїРѕРєР° работает РІ экосистеме агробизнеса собственников. Думаю, что РІ 2018 РіРѕРґСѓ какие-то РёР· этих моделей появятся РІ малых банках, которые Р±СѓРґСѓС‚ искать источники новых РґРѕС…РѕРґРѕРІ.
5. Консолидация банков должна привести Рє дальнейшему уменьшению количества банков РЅР° рынке. Уровень концентрации РІ банковской системе сейчас находится РЅР° комфортном среднеевропейском рынке. Р?ндекс Херфиндаля-Хиршмана РїРѕ чистым активам – РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ 1000, Р° доля топ-5 банков – РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ 60% (для сравнения такой же уровень РІ 2013 РіРѕРґСѓ был Сѓ топ-10 банков). Такой СЂРѕСЃС‚ концентрации РІ 2014-2017 годах был вызван тремя факторами: очищением банковского сектора, капитализацией сектора (РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј иностранных Рё государственных банков, РІ том числе национализацией Привата) Рё РїРѕРёСЃРєРѕРј тихой гавани вкладчиками Рё клиентами банков.
Как результат, РІ 2018 РіРѕРґСѓ доля крупнейших 20 банков РІ 2018 РіРѕРґСѓ останется РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ 92-93% активов. Доля иностранных Рё государственных банков (СЃ учетом национализированного Привата) будет Рё дальше расти, Р° локальных Рё СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… – снижаться. Р’ 2018 РіРѕРґСѓ дополнительным фактором РјРѕРіСѓС‚ стать проекты РїРѕ слиянию мелких банков, РЅРѕ РІ принципе, объединение небольших банков (совокупная доля которых составляет 2-2.5%) негативно РЅРµ повлияет РЅР° концентрацию. Новых иностранных банков РЅР° рынке РЅРµ предвидится Рё РІ 2018 РіРѕРґСѓ, РЅРѕ сделки РїРѕРєСѓРїРєРё активов банков Р±СѓРґСѓС‚ продолжаться, РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј СЃ участием локального капитала. Количество банков Рє концу 2018 РіРѕРґР° будет РЅРµ больше 70-75 против 82 сейчас. Часть небольших банков будет закрыта РёР·-Р·Р° недокапитализации, часть замороженных банков самоликвидируется, остальные объединятся.
Р’ 2017 РіРѕРґСѓ фактически произошло только РѕРґРЅРѕ слияние: 1 декабря объединились Р?ндустриалбанк Рё Экспресс-банк, имеющие РѕРґРЅРёС… Рё тех же собственников – семью Дворецких. Р’ 2018 РіРѕРґСѓ рынок, скорее всего, СѓРІРёРґРёС‚ слияние нескольких банков Группы РўРђРЎ Сергея РўРёРіРёРїРєРѕ (Таскомбанк, Универсал, VS Bank), слияние банков Группы Альфа (Альфа Банк Рё Укрсоцбанк) Р° также еще 5-6 сделок слияния небольших банков (если договорятся собственники). Такие процессы консолидации приведут Рє тому, что банки, РІРѕ-первых, СЃРјРѕРіСѓС‚ обновить СЃРІРѕРё Р?Рў-решения, оптимизировать сети, предоставить клиентам лучшие услуги Р·Р° счет более специализированных бизнес моделей. Р’ целом консолидация РЅР° этом СѓСЂРѕРІРЅРµ Р±СѓРґСѓС‚ благоприятна РЅР° клиентов.
6. Рљ сожалению, РІРѕРїСЂРѕСЃ проблемных кредитов РЅРµ решен РЅРё индивидуально банками, РЅРё системно РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ государства. Р? тянется РѕРЅ еще СЃ РєСЂРёР·РёСЃРЅРѕРіРѕ 2008 РіРѕРґР°. РЎ того времени РЅРё судебная система, РЅРё исполнительная служба РЅРµ стали работать лучше, Р° законы Рѕ защите прав кредиторов так Рё лежат РІ парламенте. Рынок плохих долгов РЅРµ появился — никто РЅРµ хочет покупать “билет РЅР° РІРѕР№РЅСѓ”, РєРѕРіРґР° оружие заряжено холостыми патронами.
НБУ СЃРІРѕСЋ работу сделал РІ 2014-2017 годах: ввели международные стандарты учета Рё отчетности РЅР° рынке (стандарт IAS 39 - c конца 2015 РіРѕРґР°, РІ 2018 РіРѕРґСѓ планируется внедрение стандарта учета IFRS 9, которое, возможно, потянет еще необходимость капитала для банков), после стресс-тестов банки отразили реальную величину плохих кредитов РІ балансах, зарезервировали РёС…, акционеры признали проблемы Рё капитализировали банки. РўРµ же, кто РЅРµ нашел поддержки, ушли СЃ рынка. РќР° данном этапе РІРѕРїСЂРѕСЃ расшивки проблемной задолженности – РЅРµ только РІРѕРїСЂРѕСЃ капитала (большинство кредитов зарезервированы). Это РІРѕРїСЂРѕСЃ, РІ первую очередь, принципов ведения банковского бизнеса – кредит должен быть возвращен. Р’Рѕ-вторых, РІРѕРїСЂРѕСЃ банковской прибыльности – банки РІСЃРµ-таки надеются вернуть кредиты хотя Р±С‹ СЃ дисконтом Р·Р° счет взыскания задолженности Рё продажи объектов залогов.
РќРѕ РІ 2018 РіРѕРґСѓ большинство мер РїРѕ решению РІРѕРїСЂРѕСЃР° СЃ проблемными кредитами будет находиться Р·Р° пределами Центробанка — РІ Минфине, Минюсте, парламенте. Без решения этих РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ более масштабного возобновления кредитования Рё снижения ставок РїРѕ кредитам РЅРµ стоит ждать РІ 2018 РіРѕРґСѓ. Сегодня Сѓ банков есть Рё капитал для кредитования, Рё свободная ликвидность РІ размере десятков миллиардов гривен. РљСЂРѕРјРµ того, РјРЅРѕРіРёРµ скорректировали СЃРІРѕРё кредитные правила, Р° значит, РІ 2018 РіРѕРґСѓ удастся обойти грабли, РЅР° которые РІСЃРµ наступили РІ период кредитного Р±СѓРјР° 2006–2008 РіРѕРґРѕРІ. РќРѕ поскольку усиления прав кредиторов РїРѕРєР° РЅРµ наблюдается, банкиры задают себе простой РІРѕРїСЂРѕСЃ: хотим ли РјС‹ войти РІ ту же реку СЂРёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ кредитования РІ Украине? Ответ — нет.
Возобновление кредитования — ключ Рє повышению прибыльности банковского сектора Рё привлечения новых денег акционеров, РІ том числе зарубежных. Кредитование – топливо для экономического роста, Р° прибыль банков Р·Р° счет кредитования СЃ РЅРёР·РєРёРјРё рисками — РѕСЃРЅРѕРІР° финансовой стабильности РІ стране. Дальнейшее снижение ставок РїРѕ кредитам будет уже зависеть РЅРµ столько РѕС‚ учетной ставки НБУ, ожидаемой инфляции или стоимости ресурсов, Р° РѕС‚ комплекса законопроектов, которые должен принять парламент РїРѕ защите прав кредиторов. Без снижения величины кредитного СЂРёСЃРєР° ставка РїРѕ кредитованию для лучших клиентов снижаться ниже 13-15% РЅРµ будет. Да Рё прибыль может быть РЅРµ настолько большой, какой Р±С‹ хотелось акционерам банков, Р° это будет Рё дальше снижать привлекательность банковского бизнеса для РІС…РѕРґР° новых РёРіСЂРѕРєРѕРІ.
7. Клиенты Рё сотрудники заждались диджитализации банковского сектора. Два финансовых РєСЂРёР·РёСЃР° (2008–2009 Рё 2014–2015 РіРѕРґРѕРІ), высокий уровень проблемной задолженности Рё низкая прибыльность привели Рє тому, что банки последние десять лет мало инвестировали РІ новые технологии. Р—Р° исключением ПриватБанка Рё еще нескольких банков, автоматизация банковского бизнеса находится РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ середины 2000‑С…. Р?сследование, проведенное McKinsey Рё Finalta РїРѕ заказу НБУ РІ начале 2016 РіРѕРґР°, показывает, что РёР·‑Р·Р° недостаточной автоматизации банковская система работает СЃ производительностью РІ 9,5 раз ниже, чем РІ Великобритании. Банки несут огромные затраты Рё РЅР° персонал, Рё РЅР° организацию процессов там, РіРґРµ Сѓ зарубежных банков уже трудятся роботы Рё искусственный интеллект. 2018 РіРѕРґ – прекрасный момент вкладывать средства РІ новые технологии.
Смеем надеяться, что дальнейшие шаги по реализации Комплексной программы реформирования финансового сектора приведут к снижению уровня консерватизма НБУ в правилах идентификации клиентов банков, организации кассовой работы, проведения платежей и избыточных требований к отчетности, которые тоже влияют на производительность труда.
Банкам сегодня как РЅРёРєРѕРіРґР° нужна «РЅРѕРІР°СЏ РєСЂРѕРІСЊ» поколения Y, которые РјРѕРіСѓС‚ мыслить РїРѕ-РЅРѕРІРѕРјСѓ Рё «РЅРµ РїРѕРјРЅСЏС‚», как банковский бизнес делался РІ 90-Рµ или РІ середине 2000-С…. Для такой молодежи Рё СЃ помощью молодежи можно будет построить инновационный банковский сектор, который будет отражать реалии современного развития общества.
8. Если банки РЅРµ СЃРјРѕРіСѓС‚ найти ресурсы РЅР° автоматизацию Рё диджитализацию, РЅР° помощь клиентам РїСЂРёРґСѓС‚ финтех-компании, которые потихоньку Р±СѓРґСѓС‚ откусывать кусочки РїРёСЂРѕРіР° РґРѕС…РѕРґРѕРІ Сѓ банковского сектора (РїРѕ оценкам компании McKinsey РїРѕРґ СЂРёСЃРєРѕРј находятся РґРѕ 40% банковских РґРѕС…РѕРґРѕРІ). РљСЂРѕРјРµ того, РЅР° рынок выходят Рё большие РёРіСЂРѕРєРё: мобильные операторы уже давно предоставляют квазибанковские услуги внутри СЃРІРѕРёС… сетей (перевод денег между счетами, короткие овердрафты) Рё планируют внедрить технологии РІ розничных торговых сетях, РЅРµ привлекая Рє этому банки Рё платежные системы. РџРѕРєР° это РЅРµ получается – электронные деньги РјРѕРіСѓС‚ выпускать только банки. РќРѕ Киевстар уже получил лицензию как оператор платежной инфраструктуры. РќР° банковский рынок смотрят также почтовые операторы.
Все эти изменения будут постепенно приводить к конвергенции банковского и небанковского секторов финансового рынка, требуя надзора и новых правил регулирования этих рынков. Нацбанку еще предстоит развить эту компетенции. Стоит надеяться, что депутаты примут закон о консолидации надзора за финансовым сектором, который лежит в Раде около двух лет, и НБУ сможет начать наводить порядок на небанковском рынке.
9. Р? последнее: РІ 2018 РіРѕРґСѓ важно сохранить независимость Нацбанка, хотя желающих посягнуть РЅР° нее будет предостаточно. Большая часть успеха реформ С

Источник информации http://svdevelopment.com

Введите ваш Email, чтобы
получать свежие предложения

ТРЕБУЮТСЯ
СОТРУДНИКИ

Отправить резюме

Видеообзор

все видео