+38 063 702 75 70
+38 057 751 75 20
+38 057 751 75 21

г. Харьков
ул. Чернышевская 13,
офис 702

ТРЕБУЮТСЯ
СОТРУДНИКИ

Отправить резюме

21.11.2019

Конец Марлезонского балета

 

Площадки-посредники таки изъяты из цепочки регистрации соглашений купли-продажи недвижимости.
Последние недели полосы газет и ТВ-эфир были заполнены разговорами о взятках, проверках на детекторе лжи и другой тратой времени и энергии на преодоление одной из самых наглых коррупционных схем в истории Украины. Чем все закончилось?
Наверное, украинскому паблику уже РЅРµ надо напоминать, как была запущена коррупционная схема РїСЂРё регистрации соглашений купли-продажи недвижимости. Суть ее заключалась РІ том, что отчет РїРѕ оценке недвижимости необходимо зарегистрировать РІ С‚.РЅ. Единой базе отчетов РїРѕ оценке Фонда государственного имущества; РїСЂРё этом между оценщиком Рё Единой базой поставили посредника, который передает данные РѕС‚ оценщика РІ базу Рё берет Р·Р° это сумасшедшие деньги. Эти посредники-площадки сдирают СЃ граждан РѕС‚ 1 РґРѕ 3 млн РіСЂРЅ РІ день Рё Р·Р° время своего существования собрали почти миллиард. ZN.UA освещало указанную тему СЃ самого начала возникновения схемы. 
Понятно, что площадки — лишнее звено между оценщиком Рё Единой базой ФГР?РЈ, РЅРѕ попытки РёС… убрать привели Рє тому, что РІСЃСЏ страна наблюдала какие-то полиграфы Рё невероятные цифры взяток, общие заявления политиков, взаимные сетования представителей внутри РѕРґРЅРѕР№ политсилы СЃ попыткой сделать хорошую РјРёРЅСѓ РїСЂРё плохой РёРіСЂРµ. 
Наконец был предложен законопроект 2047Рґ авторства главы комитета РїРѕ вопросам финансов, налоговой Рё таможенной политики Данила Гетманцева, который набрал необходимое количество голосов для его внесения РІ сессионный зал. Р? этот законопроект был проголосован. 
До чего же договорились депутаты?
Конечно, самое большое достижение этого варианта законопроекта — изъятие площадок-посредников РёР· цепочки регистрации соглашений купли-продажи, Р° наихудшее, Рё для государства, Рё для обычных граждан, — изъятие оценщиков РёР· процедуры оценки недвижимости. РќРѕ давайте подробнее. 
1. Площадок РЅРµ будет вообще, как РЅРµ будет больше Рё ограничений для Антимонопольного комитета для контроля РёРј рынка этих услуг, что является большим позитивом. 
2. Рљ сожалению, депутаты РІ законопроекте 2047Рґ, РІ противоположность 2047, оставили площадки РґРѕ 1 января 2020 Рі., вместо отмены РёС… РІ течение 10 дней. РўРѕ есть РґРѕ конца РіРѕРґР° площадки Рё далее Р±СѓРґСѓС‚ собирать СЃ граждан РѕС‚ 1 РґРѕ 3 млн РіСЂРЅ РІ день. Специалисты считают отговорками Рё вешанием лапши РЅР° уши РІСЃРµ разговоры Рѕ необходимости проведения тендеров Рё РїРѕРєСѓРїРєРё РЅРѕРІРѕРіРѕ программного обеспечения, РѕРЅРё уверены, что Сѓ ФГР?РЈ есть опытные программисты, которые РјРѕРіСѓС‚ очень быстро отключить площадки, закупка здесь РЅРµ нужна. 
3. Законопроект предусматривает, что "Владелец может рассчитать стоимость своей недвижимости СЃ помощью Единой базы, для чего РѕРЅ РІРЅРѕСЃРёС‚ данные РѕР± объекте недвижимости РІ Единую базу". Впрочем, это утверждение вызывает множество РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ. 
Рђ. Непонятно, будет ли владелец вносить только адрес объекта или РІСЃРµ шесть табличек исходных данных, РІ том числе такие данные как конструктивные элементы здания, категория капитальности здания Рё РґСЂСѓРіРёРµ характеристики, которые РІРЅРѕСЃРёР» оценщик Рё которые влияют РЅР° стоимость недвижимости, которую будет сообщать Модуль? 
Р‘. Владелец сам будет определять характеристику местоположения объекта, как это РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ теперь, что РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє множеству фальсификаций, или геолокацию будет определять Модуль? 
Р’. РљСЂРѕРјРµ того, непонятно, как обычный гражданин получит доступ Рє базе, ведь сейчас вносить РІ базу данные РјРѕРіСѓС‚ только те, Сѓ РєРѕРіРѕ есть ключи СЃ электронной РїРѕРґРїРёСЃСЊСЋ. Гражданин будет получать ключи доступа? Рђ почему Р±С‹ Рё нет? Депутаты хотя Р±С‹ понимают, что далеко РЅРµ РІСЃРµ РІ стране владеют хорошими навыками работы СЃ компьютером или планшетом, тем более навыками работы РІ специфической программе? Как это будет выглядеть для большинства бабушек, дедушек Рё просто граждан РЅР° периферии? РљСЂРѕРјРµ того, понимают ли депутаты, что нынешний Модуль РЅРµ привязан Рє геолокации? Чтобы ее добавить, необходимо создать реальный кадастр недвижимости, синхронизированный СЃ кадастром земли Рё РґСЂСѓРіРёРјРё реестрами. 
Если же возможностью вносить данные наделят нотариусов, то есть СЂРёСЃРє, что передача функций введения исходных данных РѕС‚ оценщика Рє нотариусу РЅРµ позволит снизить стоимость услуг для обычных граждан. Некоторые нотариусы уже даже заявили стоимость этой услуги РІ СЃСѓРјРјРµ приблизительно 1500 РіСЂРЅ Р·Р° РѕРґРёРЅ объект, что РЅРµ очень отличается РѕС‚ платы Р·Р° услуги площадок. РўРѕ есть, избавившись РѕС‚ РѕРґРЅРѕРіРѕ монополиста, РјС‹ рискуем получить РґСЂСѓРіРѕРіРѕ без снижения стоимости услуг. 
Вообще, непонятно, почему РІ законе прописаны только нотариусы, тогда как сделки СЃ недвижимостью РјРѕРіСѓС‚ регистрировать Рё государственные регистраторы. 
Р“. Потому вполне логичным выглядело Р±С‹ внесение данных оценщиками, РЅРѕ эта идея плохо вписывается РІ парадигму "уничтожения" оценщиков, предложенную сторонниками площадок. РўРѕ есть пусть будет хуже, лишь Р±С‹ удовлетворить прихоти лоббистов площадок, надеявшихся оставить площадки любой ценой? Рђ может, для уничтожения коррупции РЅРµ надо никаких РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃРѕРІ, Р° надо просто убрать площадки? 
РљСЂРѕРјРµ того, оценщиков намного легче контролировать, просто Фонд должен хотеть это делать. Р?, РІ конце концов, оценщики знают, РіРґРµ искать информацию РѕР± объекте, единственное, что нужно сделать, — это предотвращать фальсификации Рё наказывать Р·Р° РЅРёС…. Между тем неужели кто-то считает, что внесение данных обычными гражданами или нотариусами РЅРµ нужно контролировать? Разве это РЅРµ РѕРЅРё побуждают оценщиков фальсифицировать данные? 
Следует отметить, что РІСЃРµ фальсификации последнего времени происходили именно РЅР° этапе внесения исходных данных, Рё виновато РІ этих фальсификациях предыдущее руководство ФГР?РЈ, которое ничего РЅРµ сделало для РёС… устранения. Однако эти фальсификации РЅРµ были столь существенными, как РґРѕ использования электронного Модуля проверки результатов оценки. Р’Рѕ-первых, РёР· результатов исчезли стоимости квартир РїРѕ 49 тыс. РіСЂРЅ, — такое Модуль сразу отсекал. 
РќРѕ так получилось, что Модуль, наоборот, начал завышать стоимость, однако депутаты этого Рё слышать РЅРµ хотели, поскольку это РЅРµ укладывалась РІ методичку уничтожения профессии. Р? самые главные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, которые хочется поставить истребителям оценщиков: почему кто-то считает, что оценщики РїРѕ собственной воле вносили искаженные данные, Р° владелец Рё нотариус стояли РІ стороне? 
Смотрели СЃРѕ стороны или посылали Рє тому оценщику, который имел "особый доступ Рє базе" Рё РјРѕРі согласовать заниженную стоимость? Почему кто-то думает, что бесконтрольное внесение исходных данных владельцем РЅРµ будет сопровождаться теми же фальсификациями, которыми сопровождалось Рё РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ? 
Фальсификации оценщиков можно устранить, если будет кадастр недвижимости, РІ котором есть данные Рѕ расположении объекта Рё РІСЃРµ его технические характеристики, Р° РЅР° этапе отсутствия кадастра недвижимости (РЅРµ путать СЃ кадастром земли) — путем контроля Р·Р° внесением этих данных СЃ помощью аналитического Модуля. Впрочем, средств достаточно, Р° ответственные оценщики готовы предоставлять информацию Рѕ фальсификаторах, которые мешают РёРј делать правильные оценки. 
4. Р’ случае несогласия СЃРѕ стоимостью, которую предоставит Модуль, владелец может обратиться Рє оценщику, — Рё дальнейшая процедура будет такая же, как применяется Рё сегодня. РўРѕ есть РІ этом случае оценщик определяет рыночную стоимость, РІ отличие РѕС‚ Модуля, который определяет оценочную стоимость (что это Р·Р° "зверь", наверное, еще пропишут РІ РґСЂСѓРіРёС… документах), Рё непосредственно, без площадок, загружает таблички СЃ данными Рё результатом, Р° также отчет РІ Единую базу Рё получает отказ или согласование РѕС‚ Модуля. 
Р’ случае несогласия СЃ выводом Модуля — обращается РІ ФГР?РЈ Р·Р° рецензированием отчета. РћРЅ может обратиться РІ течение 5 дней, Р° Фонд обязан прорецензировать тоже РІ течение 5 дней, С‚.Рµ. РІСЃСЏ процедура может занять РЅРµ более 6 дней, если владельцы оперативно РїСЂРёРјСѓС‚ решение Рѕ рецензировании, Рё если отчет получит положительную рецензию. 
5. Нотариус проверяет данные, внесенные РІ Единую базу, Р° также — это новшество — РІРЅРѕСЃРёС‚ цену, указанную РІ документе, поскольку реальная сделка может происходить РїРѕ цене, ниже согласованной Модулем или рецензированием. Доступ нотариуса для проверки данных РІ Единой базе бесплатный.
6. Р—Р° внесение данных РІ Единую базу взимается плата РІ размере 2,5% прожиточного РјРёРЅРёРјСѓРјР°, установленного для трудоспособных лиц РЅР° 1 января РіРѕРґР°, РІ котором РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ формирование справки Рѕ стоимости, если данные РІРЅРѕСЃРёС‚ владелец недвижимости. Если же данные РІРЅРѕСЃРёС‚ оценщик, тогда вносится плата РІ размере 10% прожиточного РјРёРЅРёРјСѓРјР°. Сейчас это составляет около 46 РіСЂРЅ Рё 185 РіСЂРЅ соответственно. 
Странно Рё непонятно, что эти оплаты отличаются, Рё что РѕРЅРё вообще есть. Хочется напомнить депутатам: функция определения стоимости — целиком Рё полностью обязанность государства, для граждан РѕРЅР° должна быть бесплатной. 
Поэтому наличие платы, РІРѕ-первых, создаст затраты РЅР° администрирование РїРѕ ее получению, Р° РІРѕ-вторых — выглядит как налог РЅР° налог, поскольку плата РІ бюджет будет считаться сначала РґРѕС…РѕРґРѕРј субъекта оценочной деятельности, Рё РЅР° нее Р±СѓРґСѓС‚ начисляться еще 5% РІ бюджет, если субъект оценочной деятельности является ФЛП. Такое. 
7. Справка об оценочной стоимости объекта недвижимости по результатам электронного определения оценочной стоимости действует в течение 30 календарных дней со дня ее формирования Единой базой.
8. Заключительными положениями дается поручение ФГР?РЈ — обеспечить обретение прав интеллектуальной собственности РЅР° Единую базу данных отчетов РѕР± оценке (включительно СЃРѕ всеми ее составляющими частями) Рё ее программное обеспечение государством. 
Этот момент очень важен, поскольку РјС‹ РїРѕРјРЅРёРј, как ловкачи-схемщики регистрируют права интеллектуальной собственности, заставляя платить РёРј Р·Р° РІРѕР·РґСѓС…. Важно также то, что Единая база Рё Модуль электронного определения стоимости принадлежат государству РІ лице ФГР?РЈ. Однако еще Рё РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ ФГР?РЈ РЅРµ СЃРјРѕРі зарегистрировать права интеллектуальной собственности РЅР° программное обеспечение Единой базы. Теперь есть РїСЂСЏРјРѕРµ распоряжение, посмотрим. 
Чего не хватает?
Анализ Единой базы свидетельствует, что Модуль часто выдает неправильную Рё некорректную информацию: РЅР° РѕРґРЅСѓ недвижимость РѕРЅ значительно занижает стоимость (например, элитные новостройки РІ Киеве), РЅР° РґСЂСѓРіСѓСЋ — завышает втрое-вчетверо (например, РЅР° гаражи РІ том же Киеве). Специалисты считают, что причина этого — банальная нехватка информации РѕР± объекте оценки Рё его локации. 
РџРѕ мнению специалистов, РЅРµ хватает РѕРґРЅРѕР№ очень важной детали, Рѕ которой ZN.UA уже писало: необходимо поручить Кабинету министров создать кадастр недвижимости, сведя информацию РёР· разных существующих сегодня реестров Рё объединив его СЃ Единой базой информации РїРѕ отчетам РѕР± оценке. РџСЂРё наличии реального кадастра недвижимости фальсификации СЃ данными РѕР± объектах недвижимого имущества Р±СѓРґСѓС‚ невозможны. 
Разумеется, просто необходимо сделать работу Единой базы прозрачной, обнародовать принцип ее работы Рё процедуры определения стоимости, обсудить Рё согласовать эти процедуры СЃ общественностью. 
РљСЂРѕРјРµ того, было Р±С‹ правильно пересмотреть проценты РїРѕ уплате РІ государственный бюджет РІ размере 5% Рё 1,5% военного СЃР±РѕСЂР°. Эти платежи РЅР° сегодняшний день высоковаты, Р° РІ случае заключения соглашений СЃ нежилой недвижимостью платятся РІ полном объеме. Р?менно поэтому владельцы всеми способами стараются РёС… избежать. Что же касается налогоплательщиков СЃ иностранными паспортами, то РёС… дискриминация просто невероятная, поскольку 18% РѕС‚ рыночной стоимости недвижимости — абсолютно несправедливо. Столкнувшись СЃ этой РЅРѕСЂРјРѕР№ впервые, иностранные собственники больше РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ приобретут недвижимость РІ собственность. 
Р’ РЅРѕРІРѕР№ Украине уже РїРѕСЂР° отказываться РѕС‚ таких дискриминационно-популистских РЅРѕСЂРј, особенно если провозглашен РєСѓСЂСЃ РЅР° привлечение иностранных инвестиций. РљСЂРѕРјРµ того, даже СЃРЅРёР·РёРІ ставку, можно получить РІ бюджет намного больше. 
Рљ сожалению, РІ Украине нет реальной статистики РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ купли-продажи недвижимости. Согласно информации Фонда государственного имущества, ориентировочный размер уплаты налогов РІ Государственный бюджет (СЃ 18 июля 2018 Рі.) составляет 2 731 млн РіСЂРЅ, РІ том числе РІР·РЅРѕСЃ РЅР° пенсионное страхование — 364 млн РіСЂРЅ, военный СЃР±РѕСЂ — 546 млн РіСЂРЅ Рё налог РЅР° прибыль физических лиц — 1 821 млн. Хочется подчеркнуть, что указанная СЃСѓРјРјР° поступлений РІ госбюджет РЅРµ такая СѓР¶ Рё большая, особенно СЃ учетом того, что бюджет Украины составляет около триллиона гривен. 
РћРЅР° также значительно недотягивает РґРѕ 9 млрд РіСЂРЅ, которые называли некоторые депутаты — сторонники площадочной схемы. Поэтому, тратя средства РЅР° администрирование данного налога, необходимо контролировать затраты, чтобы РѕРЅРё РЅРµ оказались больше, чем поступления налога РѕС‚ сделок купли-продажи недвижимости. Посему было Р±С‹ целесообразно обязать нотариусов вносить РІ Единую базу данные РѕР± уплаченных налогах Рё сборах. 
Р’ идеале было Р±С‹ правильно, вместо налогообложения всей стоимости недвижимости, облагать налогами только разницу между доходами Рё затратами РЅР° приобретение недвижимости, СЃ учетом инфляции. Поскольку СЃРѕ временем цены РЅР° недвижимость растут, Рё текущая цена может быть намного выше, чем раньше. Если цену приобретения РЅРµ проиндексировать, то разница будет учитывать инфляцию. 
Следует отметить, что такой механизм уже пытались внедрить РІ Украине, Рё, поскольку фактор инфляции РЅРµ учитывался, результаты оказались очень печальными — налог платился РЅР° инфляцию. РџСЂРё разумном применении этого механизма результат для налогоплательщика был Р±С‹ справедливее, чем РїСЂРё налогообложении всей стоимости недвижимости.


Площадки-посредники таки изъяты из цепочки регистрации соглашений купли-продажи недвижимости.

Последние недели полосы газет и ТВ-эфир были заполнены разговорами о взятках, проверках на детекторе лжи и другой тратой времени и энергии на преодоление одной из самых наглых коррупционных схем в истории Украины.

Чем все закончилось?



Наверное, украинскому паблику уже не надо напоминать, как была запущена коррупционная схема при регистрации соглашений купли-продажи недвижимости.

Суть ее заключалась в том, что отчет по оценке недвижимости необходимо зарегистрировать в т.н. Единой базе отчетов по оценке Фонда государственного имущества; при этом между оценщиком и Единой базой поставили посредника, который передает данные от оценщика в базу и берет за это сумасшедшие деньги.

Эти посредники-площадки сдирают с граждан от 1 до 3 млн грн в день и за время своего существования собрали почти миллиард. ZN.UA освещало указанную тему с самого начала возникновения схемы. 

Понятно, что площадки — лишнее звено между оценщиком и Единой базой ФГИУ, но попытки их убрать привели к тому, что вся страна наблюдала какие-то полиграфы и невероятные цифры взяток, общие заявления политиков, взаимные сетования представителей внутри одной политсилы с попыткой сделать хорошую мину при плохой игре. 

Наконец был предложен законопроект 2047д авторства главы комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данила Гетманцева, который набрал необходимое количество голосов для его внесения в сессионный зал. И этот законопроект был проголосован. 

До чего же договорились депутаты?



Конечно, самое большое достижение этого варианта законопроекта — изъятие площадок-посредников из цепочки регистрации соглашений купли-продажи, а наихудшее, и для государства, и для обычных граждан, — изъятие оценщиков из процедуры оценки недвижимости. Но давайте подробнее. 

1. Площадок не будет вообще, как не будет больше и ограничений для Антимонопольного комитета для контроля им рынка этих услуг, что является большим позитивом. 

2. К сожалению, депутаты в законопроекте 2047д, в противоположность 2047, оставили площадки до 1 января 2020 г., вместо отмены их в течение 10 дней.

То есть до конца года площадки и далее будут собирать с граждан от 1 до 3 млн грн в день. Специалисты считают отговорками и вешанием лапши на уши все разговоры о необходимости проведения тендеров и покупки нового программного обеспечения, они уверены, что у ФГИУ есть опытные программисты, которые могут очень быстро отключить площадки, закупка здесь не нужна. 

3. Законопроект предусматривает, что "Владелец может рассчитать стоимость своей недвижимости с помощью Единой базы, для чего он вносит данные об объекте недвижимости в Единую базу". Впрочем, это утверждение вызывает множество вопросов. 

А. Непонятно, будет ли владелец вносить только адрес объекта или все шесть табличек исходных данных, в том числе такие данные как конструктивные элементы здания, категория капитальности здания и другие характеристики, которые вносил оценщик и которые влияют на стоимость недвижимости, которую будет сообщать Модуль? 

Б. Владелец сам будет определять характеристику местоположения объекта, как это происходит теперь, что приводит к множеству фальсификаций, или геолокацию будет определять Модуль? 

В. Кроме того, непонятно, как обычный гражданин получит доступ к базе, ведь сейчас вносить в базу данные могут только те, у кого есть ключи с электронной подписью. Гражданин будет получать ключи доступа?

А почему бы и нет?



Депутаты хотя бы понимают, что далеко не все в стране владеют хорошими навыками работы с компьютером или планшетом, тем более навыками работы в специфической программе?

Как это будет выглядеть для большинства бабушек, дедушек и просто граждан на периферии? Кроме того, понимают ли депутаты, что нынешний Модуль не привязан к геолокации? Чтобы ее добавить, необходимо создать реальный кадастр недвижимости, синхронизированный с кадастром земли и другими реестрами. 

Если же возможностью вносить данные наделят нотариусов, то есть риск, что передача функций введения исходных данных от оценщика к нотариусу не позволит снизить стоимость услуг для обычных граждан. Некоторые нотариусы уже даже заявили стоимость этой услуги в сумме приблизительно 1500 грн за один объект, что не очень отличается от платы за услуги площадок. То есть, избавившись от одного монополиста, мы рискуем получить другого без снижения стоимости услуг. 

Вообще, непонятно, почему в законе прописаны только нотариусы, тогда как сделки с недвижимостью могут регистрировать и государственные регистраторы. 

Г. Потому вполне логичным выглядело бы внесение данных оценщиками, но эта идея плохо вписывается в парадигму "уничтожения" оценщиков, предложенную сторонниками площадок. То есть пусть будет хуже, лишь бы удовлетворить прихоти лоббистов площадок, надеявшихся оставить площадки любой ценой?

Рђ может, для уничтожения коррупции РЅРµ надо никаких РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃРѕРІ, Р° надо просто убрать площадки? 



Кроме того, оценщиков намного легче контролировать, просто Фонд должен хотеть это делать. И, в конце концов, оценщики знают, где искать информацию об объекте, единственное, что нужно сделать, — это предотвращать фальсификации и наказывать за них.

Между тем неужели кто-то считает, что внесение данных обычными гражданами или нотариусами не нужно контролировать? Разве это не они побуждают оценщиков фальсифицировать данные? 

Следует отметить, что все фальсификации последнего времени происходили именно на этапе внесения исходных данных, и виновато в этих фальсификациях предыдущее руководство ФГИУ, которое ничего не сделало для их устранения. Однако эти фальсификации не были столь существенными, как до использования электронного Модуля проверки результатов оценки. Во-первых, из результатов исчезли стоимости квартир по 49 тыс. грн, — такое Модуль сразу отсекал. 

Но так получилось, что Модуль, наоборот, начал завышать стоимость,

Источник информации http://svdevelopment.com

Введите ваш Email, чтобы
получать свежие предложения

ТРЕБУЮТСЯ
СОТРУДНИКИ

Отправить резюме

Видеообзор

все видео